Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность активно интегрирована во все сферы народного хозяйства и, в том числе, в систему государственного и муниципального управления. В каждом органе власти осуществляется полный набор управленческих функций, присущих организациям коммерческого сектора.
Действующим законодательством определен достаточно широкий спектр форм и механизмов управления, использование которых позволяет населению интенсивно вовлекаться в решение различных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения и развития государства. В связи с этим представляется актуальным и интересным исследовать управленческую деятельность на государственном и муниципальном уровнях.
Целью данной работы является – исследование управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность управленческой деятельности,
- выявить нормативно-правовые основы и особенности управленческой деятельности на муниципальном и государственном уровнях,
- провести исследование управленческой деятельности в конкретном органе муниципальной власти.
Предметом исследования является управленческая деятельность.
Объект исследования – управленческая деятельность в Администрация Ворошиловского района Волгограда.
Теоретическая база исследования представлена научными разработками и концепциями современных теоретиков и практиков государственного управления, такими как Зверинцева Т.Н., Зуйкина А.С., Маркварт Э.Н.., Швецов А.Н., Якунина А.В.
Нормативно-правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №136-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"; Постановление Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года №1270 и федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие нормативно-правовые акты.
Методы исследования, используемые в работе: исторический и сравнительный анализ, аналогии и синтеза.
Структура исследования обусловлена его сложностью и представлена двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованных нормативных источников и литературы.
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1.Понятие и сущность управленческой деятельности
В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит совершенствованию системы управления здравоохранения. Предпринимаемые ранее преобразования в большой степени не привели к положительным результатам, что обусловило необходимость глубокого анализа данной сферы с позиции управления.
Необходимо подчеркнуть комплексность управленческой деятельности, основанную на совокупности различных теоретико-методологических подходов (системно-структурного (К.Леви-Стросс), системно-функционального (П.Анохин, Т. Парсонс)), оптимальное использование которых позволяет проводить всестороннее исследование для получения желаемых результатов. Конечным результатом системного управление является разработка и внедрение оптимизированной системы управления, соответствующей всем предъявленным требованиям оптимальности.
В основе проводимых исследований управленческой деятельности лежат следующие принципы.
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множественных (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня – элементам высшего уровня.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
В любой управленческой деятельности можно выделить:
- субъект деятельности, который достигает какую-то цель (удовлетворение потребности, выполнение заказа);
- вид деятельности, в частности, экономическую деятельность, управление;
- объект деятельности, преобразование которого в ходе осуществления деятельности должно дать результат, соответствующий поставленной цели.
Таким образом, можно представить базовую модель, отражающую выделенные компоненты (рис. 1.1.).
Рис 1.1. Базовая модель управленческой деятельности
Данная модель характеризуется наличием субъекта деятельности, имеющего некоторые цели, которые он желает удовлетворить путем получения результата, связанного с объектом деятельности. При этом субъектно-объектное взаимодействие не ограничивается сообщением цели и выдачей результата. В нашем случае активным является не только субъект, но и объект, включающий в себя коллектив людей, обладающий собственными целями и в свою очередь оказывающий воздействие на субъект, а также и вид деятельности, например, управление.
Изучая систему управления как объект исследова¬ния, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требовани¬ям относятся:
- детерминированность элементов системы;
- динамичность системы;
- наличие в системе управляющего параметра;
- наличие в системе контролирующего параметра;
- наличие в системе каналов (по крайней мере, од¬ного) обратной связи.
Система – это искусственно создаваемый комплекс элементов (людей процедур, технологий, научных теорий и т.д.), предназначенных для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. В данном определении прослеживается момент создания и синтеза системы. Однако с какой позиции бы ни рассматривалась система, ее отличительными признаками выступают:
- наличие взаимосвязанных частей в объекте;
- взаимодействие между частями объекта;
- упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
Управленческая деятельность – это реализация ключевых функций управления в конкретной организации:
- планирования и прогнозирования,
- организации и координации,
- мотивации,
- контроля.
Все эти функции взаимосвязаны и эффективность их реализации взаимозависима. Именно поэтому при анализе управленческой деятельности их нужно рассматривать и оценивать в комплексе.
Управленческая деятельность в органах государственной и муниципальной власти имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой данной сфера управления и наличием системы нормативно-правовой мазы и механизмов реализации управления, определенных именно для органов государственного и муниципального управления.
Органы государственной и муниципальной власти представляют собой особый комплекс организаций, на которые возложены особые социально значимые задачи, что несомненно отражается в организации их деятельности. Именно поэтому регламентация всех функций и задач управления, распределение полномочий и их содержание отличаются конкретизацией и обеспечением высокого уровня ответственности.
Ввиду низкого уровня коммерциализации управленческой деятельности, отсутствия нацеленности на получение прибыли, оценка эффективнос
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные материалы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Информационная система «КонсультантПлюс»
3. Указ от 28.04.2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» № 6076// Консультант Плюс
4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 14.02.2017).
5. Положение об Администрации Ворошиловского района г.Волгограда/ Внутренние информационные ресурсы
6. Доклад Правительства РФ о ходе работы по выполнению Указа Президента России от 21 августа 2012 года №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс
Специальная литература
7. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – С. 45
8. Анненков В.И., Барган Н.Н., Моисеев А.В., Киселёв Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.
9. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю., Шелков А.Б. Организационное управление: Учебное пособие для вузов. - М.: РГГУ, 2007. - 733 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2010. - 576 с.
11. Государственная и муниципальная служба: Учебник / Ю.Н. Щербаков. – 2-е изд. –Ростов н/д: Феникс, 2008. – 254 с.
12. Грунин O.A., Куприн A.A. Формирование адаптивности систем управления организацией предпринимательского типа. — СПб: Изд-во «Астерион», 2010.
13. Зайцев К.А. Прикладная методика анализа систем управления // Социологические науки, 2012. - №5. – С.51-55
14. Куприн А.А. Основные факторы влияния на адаптивность систем управления предприятием// Проблемы современной экономики. – 2010. - №4. – С.13-16
15. Логинов А.А., Шухман А.Д. Современные методы управления компанией: организационное развитие и управление персоналом // Управление развитием персонала. – 2008. - №3. С.14-18
16. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. С.63-68
17. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н /Д.: Изд. Центр «Март», 2007. – 608 с.
18. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
19. Сидоровнина И.А. Методы диагностики соответствия структуры управления стратегическим направлениям развития организации // Проблемы современной экономики. – 2010. – №1. – С.29-31
20. Соловьев В.С. Организационное проектирование систем управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009.
21. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 735 с.
22. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанов. 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 638 с.
23. Хашева И.А., Ковалева А.В. Оценка населением эффективности деятельности органов местного самоуправления как фактор развития гражданского общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 28 сентября, 25 октября 2016 г. С.57
24. Черногор С.А.Введение в синергологию и сложные системы моделирования. - М.:"Издательство "Наука", 2008,С.51
25. Шамарина Л.В. Создание эффективной организационной структуры управления// ЭГО. – 2010. - №2.С.31-35
Адреса Интернет-ресурсов
26. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е., Богачёва Т.В. Оценка деятельности государственных органов власти в сфере здравоохранения // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-gosudarstvennyh-organov-vlasti-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 05.04.2018).